2 серия

"Епископ в аду"

Я использую все средства, чтобы служить.
"Ришелье, 1я серия"
.

Вторая серия посвящена самому, пожалуй, сложному этапу в жизни Ришелье. Сложному, потому, что он был полон неопределенности и страхов за будущее, потому что от успеха до полного провала епископа отделял всего один неверный шаг, потому что он все еще зависел от других и их судьба была его судьбой. Можно сказать, что вся серия проходит для него в борьбе за место под солнцем, которое он старается получить и удержать любым путем. Для режиссера эта часть биографии Ришелье дала прекрасную возможность рассказать об извечных трудностях “пути к власти”, о том, через что вынужден проходить талантливый человек, чтобы получить право служить своей стране. .

Друг Ришелье капуцин Жозеф в самом начале повествования дает будущему кардиналу в связи с этим весьма любопытный совет: “Служите верой и правдой королю и христианству, - говорит он, - и не выбирайте пути, даже если он кажется недостойным”. Речь идет о том, что молодому Люсонскому епископу удалось, наконец, обратить на себя внимание королевы-матери, и она сделала его одним из министров. Вот только путь, выбранный им для достижения этой цели, был крайне далек от обета, даваемого католическим духовенством - дорога наверх началась для Ришелье с королевского алькова.

Сложно сказать, было ли в этом его поступке еще что-то, кроме сухого расчета. Мария Медичи, судя по свидетельствам современников, обладала довольно скверным характером и была человеком весьма сложным в общении. Но в то же время ее титул и роль матери короля, бесспорно, вызывали в Ришелье почтение и уважение, которые он сохранил до конца жизни, несмотря на то, что, в конечном счете, ему пришлось ради блага государства пойти против желаний своей покровительницы. Так или иначе, но первые годы при дворе прошли для него в партии королевы - в правящей партии.

Уже за время своего короткого министерства епископ сумел убедился в полной политической бездарности регентши, которая вела страну к гибели. Осложнялась ситуация еще и тем, что вся реальная власть находилась в руках приближенного королевы Кончино Кончини. Взаимоотношения этого итальянца и Ришелье, какими они показаны в фильме, весьма любопытны. Первый открыто правит Францией, второй дает мудрые советы, но держится в стороне, на определенном расстоянии, с которого лучше видны сцена и актеры.




Ришелье становится своеобразным “серым кардиналом” при Кончини: он умело направляет политику в нужное русло, и одновременно избегает критики в свой адрес при неудачах. Лишь немногие придворные смогли заметить эту стратегию его поведения и, безусловно, лишь единицы могли предположить, чем она обернется в будущем: Епископ Люсонский – не велика птица, но он полон замыслов, всюду проникает, обо всем осведомлен

А он, между тем, получал бесценный опыт, позволявший понять, не только как функционирует государство, но и, что гораздо важнее, дававший возможность постичь тайны дворцовых интриг, через непосредственное в них участие, ведь его действия по отношению к королю в то время по-другому назвать просто нельзя.

Причем и на этой стези его гений проявился в полной мере – его советы поражают неординарностью мышления – чертой достаточно редкой для дворян того времени. Во многом они балансируют на грани, но именно в силу этого они столь действенны: они обезоруживают противника также как и того, кому надлежит им следовать. Чего стоит его предложение Марии Медичи отказаться перед королем от регентства, чтобы вынудить того официально подтвердить ее права на управление! Всем присутствующим потребовалось время и разъяснения самого епископа, чтобы понять этот маневр, принесший в итоге столь ощутимые результаты.

Но “правление” Кончини не могло долго продолжаться. Ришелье это прекрасно понимал, поэтому к моменту, когда против маршала был составлен заговор, он сумел заручиться поддержкой его организаторов, став в конечном итоге даже соучастником убийства, потому как он никак не попытался этому помешать. Почему же он, католический епископ, допустил преступление? почему не помог тому, кто был его покровителем?

Вероятно, ключевым моментом в принятии такого решения стало расследование смерти Генриха IV, проводимое Ришелье вместе с отцом Жозефом. Сцена их разговора об убийцах короля получилась, к сожалению, не достаточно заметной в ряду других более ярких и динамичных. Между тем, эта беседа, стала во многом определяющей в отношении епископа к Кончини и регентше - слова отца Жозефа о том, что преступление вряд ли совершилось без ведома Марии и ее фаворита, резко изменили в глазах Ришелье образ королевы-матери. При его патриотизме и восхищении покойным королем и его государственными идеями, он вряд ли смог бы простить ей это. И если в ситуации с Марией ее титул был достаточным основанием для епископа постараться, в виду отсутствия доказательств, закрыть на прошлое глаза, то маршалу не на что было надеяться.

Помимо того, сыграли свою роль и опасения за судьбу страны: Ришелье прекрасно понимал, что Кончини – враг государства. Поэтому и его устранение он, скорее всего, без зазрений совести отнес, если не каре Божьей, то к безусловному благу, даже несмотря на то, что рисковал при его падении и своим собственным положением, что в итоге и вылилось в ссылку сначала в епархию, а затем в далекий Авиньон. Король, наконец, решился править сам.На этом моменте хочется остановиться подробнее. Приятно отметить тот факт, что во второй серии прекрасно удалось раскрыть характеры главных героев: Ришелье и его соратников, Марии Медичи, Кончини и, что самое замечательное, короля Людовика XIII. Сыну Великого Генриха не очень-то везло с историками и биографами: почти все они отказывали ему в качествах, достойных монарха. Что уж говорить о прошлых и современных писателях и режиссерах, для которых Людовик Справедливый стал просто воплощением безволия, политической глупости и трусости. Нужно отдать должное Пьеру де Куру – он смог не просто отойти от этого навязываемого в течение столетий стереотипа, у него получилось раскрыть и показать личность этого человека, дать объяснение его поведению, найти причины его поступков в качестве короля Франции и в его очень противоречивых отношениях с будущим кардиналом. Первая серия была посвящена становлению Ришелье, вторая – стала своего рода “боевым крещением” для Людовика. Юность молодого короля была из ряда тех, какие не принято желать и врагам. Мария Медичи, захватившая в свои руки власть над королевством, сурово правила и своим сыном, лишая его не только материнской ласки, но и отказывая ему в том уважении и почитании, которые полагаются ему по рождению. Как часто в разговорах со своими приближенными она повторяет страшную не только для матери, но и для королевы, фразу: Людовик – пропащее существо! Причем произносится этот приговор практически с радостью!

Сцены заседания королевского совета и вовсе походят на откровенное издевательство. Мария с нескрываемым удовольствием постоянно заявляет молодому королю: Работа в совете вам не по возрасту! Неудивительно, что в таких условиях молодой человек вырос замкнутым и неуверенным в себе. Да к тому же на него постоянно давило беспокойство за судьбу вверенной ему страны. В те времена короли искренне верили в то, что получили власть от Бога и, соответственно, в свою громадную ответственность. Поэтому и воспринимал он так болезненно все происходящее в королевстве и в королевской семье. Особенно мучили его отношения матери и епископа. Он во многом еще ребенок и мечтает, чтобы мать была ему матерью, чтобы любила его. И всех, кто окружает ее и “отнимает” ее у него он считает врагами.

Но если свою личную обиду он еще может перенести, то нарушение общественных и божественных правил для него немыслимо. Скорее всего, именно в этом была причина его ненависти к Ришелье, в нем он видел оскорбление не только памяти отца, но и принципов морали и нравственности: Да я знаю, вдове нужна опора, но разве подобает искать ее в священнослужителе?! Я в ответе перед Господом за Францию, которую епископ превратил в бордель.А к этому добавились еще и подозрения в соучастии в убийстве Генриха: К.: - …когда люди, причастные к смерти отца расчищают дорогу матери. Люинь: - Люсон даже не был в Париже. - Я знаю, но он в сговоре с убийцами. После этого неудивительно, что король с такой радостью отправил епископа в ссылку. К сожалению и Ришелье в то время не сильно отставал от своей покровительницы. Мы действуем от имени короля, но никому не показываем этого тщедушного юношу, - таков был девиз его политики. Многих историков удивляет такая слепота будущего кардинала, особенно учитывая его безусловный талант угадывания человеческих характеров. Вот чем объяснил отец Жозеф эту ошибку Ришелье: О.Ж.: - Вы недооценили короля. Р: - Я уважал его мнение - Вы пренебрегли его личностью. - Кто мог предполагать, что в сражении он проявит себя иным! - Без воображения не стоит пытаться управлять другими.

Но здесь значительную роль видимо все же сыграло окружение епископа - ведь действительно просто невероятной казалась всем возможность того, что король, никогда не высказывающий своего мнения, вечно соглашающийся с доводами других и постоянно прибывающий под их давлением, сможет что-то предпринять самостоятельно, сможет решиться более никому не доверять управление королевством. Да к тому же сделает это столь рискованным образом. Но, тем не менее, это произошло - Людовик нашел в себе силы перешагнуть через любовь и почтение сына и взять власть в свои руки. Но нужно вновь отдать Людовику должное, он сумел не просто стать номинальным правителем, он смог понять, что его сил не хватит на должное управление страной и, перешагнув через себя, он принял помощь Ришелье. Знайте, отец Жозеф, нет такой горы, на которую я не поднялся, нет сердца, включая мое, которым я бы не пожертвовал ради всеобщего блага, - сказал он, соглашаясь вернуть епископа ко двору. Слова, достойные истинного короля! Это решение далось ему с большим трудом. Рядом с ним не было человека, который мог бы разделить его тревоги. Все ему пришлось пережить одному: - Нет, после его действий против нас нам не договориться! Все требуют новизны, но что в нем нового? Все в Ришелье нам противно: непомерная изворотливость, бесстыдная надменность, конечно, он ловок, умен, но этот великий прелат – плохой священник! Нас посвятили в короли, но нет таких плечей, которые выдержали бы эту ношу. Королевство в опасности и Господь не простит нам малодушия.

Очень символично, что серия заканчивается обновленным королевским советом, во главе которого король и кардинал - дальше они пойдут по жизни вместе, и будут работать бок о бок на благо монархии и королевства.



S_elena



Кадры из второй серии







Hosted by uCoz